Empire: Total War – имперские войны XVIII века
28 Март , 2009Жанр: стратегияИздатель:SEGAИздатель в России:SoftClubРазработчик:The Creative AssemblyОфициальный сайт:www.totalwar.com/empire/Минимальные требования:Pentium 4 2,4 ГГц/Athlon 64 2800+, 1 Гб RAM, видеокарта серии GeForce 6 с 256 Мб памятиРекомендуемые требования:Intel Core 2 Duo E6850/Athlon 64 X2 5200+, 2 Гб RAM, видеокарта GeForce 9600 GT/Radeon HD 4830 с 768 Мб видеопамяти дата релиза:3 марта 2009 годаВозрастной ценз:от 16 лет
Восемнадцатый век часто называют "веком разума". К тому времени традиционные представления о мироустройстве уже были поколеблены научной революцией XVI-XVII веков, увенчавшейся великими открытиями Николая Коперника и Исаака Ньютона. С 1700 года началась эпоха интеллектуального прогресса, когда передовые мыслители развернули решительное наступление на отжившие свой век идеи и общественные институты. Под их влиянием произошли коренные изменения в политике, обществе и религии. Это стало возможным благодаря динамичному развитию европейских стран, достигших значительного технологического уровня. Вместе с тем, это было время жестоких, кровопролитных имперских войн и колониальной экспансии. Empire: Total War дает шанс с головой окунуться в события эпохи Просвещения, став не только свидетелем, но и непосредственным их участником.
Столпы могущественного государства
Независимо от того, какую страну вы выберете, особое внимание придется уделить заботе об экономике и благосостоянии в целом. Как и в предыдущих частях серии Total War, территория в Empire поделена на провинции, каждая из которых имеет административный центр и несколько деревень. При развитии региона стоит учитывать его особенности и географическое положение. В одних областях стоит отдать предпочтение добыче полезных ископаемых, в других - сельскому хозяйству, строя фермы и засевая пастбища, в третьих - промышленности, создавая фабрики, ткацкие мануфактуры и кузницы, в четвертых выгоднее всего развивать морские промыслы. Например, рыбацкий поселок избавит от проблем с продовольствием, порт способствует развитию торговли, открывая доступ к рынкам сбыта, а судоверфь позволит в скором времени поставить на вооружение военные корабли. При этом никаких очередей при строительстве больше нет: платите деньги, и здания будут расти как на дрожжах.
Не стоит забывать и о науке, ведь при помощи различных общеобразовательных учреждений впоследствии проходят научные исследования. Древо технологий здесь не столь обширно, как в Sid Meier's Civilization 4, но все открытия значимы и чрезвычайно полезны. Стремясь к прогрессу, придется совершенствовать знания в области экономики, политики, общества, военного и морского дела. Интересно, что осваивая передовые идеи, вы приближаете момент, когда в массах начнут приобретать популярность революционные идеи. Если поначалу зашоренное население почитает власть монархов и аристократии как божественное установление, то с развитием философии люди начинают понимать, что государственная власть не приходит от Бога, а устанавливается ради общественного блага. В противном случае (если монарх становится тираном), народ имеет право его свергнуть. Впрочем, смена режима - всего лишь один из этапов развития общества. При республиканской форме правления вводятся выборы, а вас лишают потенциал назначать министров по своему усмотрению. В случае проигрыша на голосовании сменится весь кабинет. Так что если желаете сохранить прежнее правительство - следите за популярностью вводимых им мер, ведь оппозиция тоже рвется к власти и при первом же удобном случае постарается сместить конкурентов с насиженных мест. Но даже если это произойдет, главой государства вы останетесь в любом случае.
Разумеется, одними праведными делами народ сыт не будет, поэтому придется позаботиться также о досуге населения. Большим спросом у людей пользуются всевозможные "развлекательные" заведения - турецкие бани, таверны и бордели. Беззаботное времяпрепровождение с вином и женщинами даже в тяжелые для страны времена уменьшает число недовольных граждан.
Растущее число учреждений и мест отдыха способствует появлению трех влиятельных лиц: священника, негодяя и джентльмена. Духовный пастырь содействует укреплению религии и привлекает в церковь иноверцев. Беспринципный негодяй вероломно расправляется с генералами враждебной страны, занимается шпионажем или устраивает диверсии. В противовес ему джентльмен озабочен внедрением инноваций (в частности, ускоряет научные исследования в учреждениях), а также может вызывать различных персонажей на дуэль. Как бы гибко вы ни выстраивали политику по отношению к другим странам и ни стремились к мирному сосуществованию, рано или поздно придется вступить в вооруженное противостояние. Тактических и стратегических решений в Empire: Total War невероятно много. Банальным столкновением стенка на стенку здесь сражение не выиграть. Грамотное использование различных видов войск, отступление для перегруппировки, заманивание в засаду - все это является залогом успеха. Легкая конница прекрасно подходит для молниеносных атак - стремительно настигли противника, спешились, выстрелили по застигнутым врасплох врагам, отступили. Пехота может использовать несколько построений. Одним из эффективных приемов является организация отряда в несколько шеренг. В этом случае стоящие в первой линии солдаты дают залп и приседают, за ними стреляет вторая шеренга, а затем третья с последующим перемещением на переднюю линию. Для отражения удара кавалерии отлично подойдет построение в "каре". Если же лобовой схватки не избежать, то в ход пойдут гранаты и штыки. На десерт можно вывести артиллерию: удар пушками всегда имеет весомое значение и зачастую способен изменить ход сражения. Хорошо рассчитав свои действия, приняв во внимание особенности ландшафта, тип и численность войск противника, можно одержать победу даже сравнительно небольшой армией.
Интересно реализована ситуация с захватом поселений. Завладев независимыми деревнями, вы не получите контроль над целой провинцией: стоит вывести войска, как власть над ними перейдет к главе столицы. Вместе с тем, отрезая второстепенные города, вы можете существенно подорвать экономику соперника.
Впервые в истории серии Empire: Total War позволяет противникам схлестнуться не только на суше, но и в морских боях. Грозные флотилии сходятся в водах океана в смертельном противостоянии. Залп орудий, и вот ядра пробивают обшивку кораблей, книппели рвут в лоскуты паруса и сносят мачты, а картечь косит экипаж. Умелая тактика и стратегия превращает схватки в интересное и зрелищное действо. Судам задается тип используемых боеприпасов, скорость и маршрут движения. В зависимости от их количества и видов можно предпринимать разные маневры. Например, линейное построение эффективно, если кораблей больше шести. В этом случае они постоянно прикрывают друг друга, создавая плотную стену огня. Тактика проникающего удара хороша при наличии мощного флота. Выстроив суда в квадрат, вы направляете их перпендикулярно линии противника, стараясь пройти через нее и нанося при приближении удары. Подобный план позволяет прорвать строй врага и причинить максимальный ущерб. Если чувствуете, что проигрываете, стоит грамотно спланировать отступление. Корабли можно разделить на две группы - основная и прикрытие. Цель последней состоит в том, чтоб отвлекать внимание преследователей, не позволяя приблизиться к основным судам.
Стремиться полностью потопить вражеский флот необязательно. При желании можно попробовать взять корабли на абордаж. Поставив цель захватить судно, надо объективно оценить ситуацию. Во-первых, ваш экипаж должен превосходить команду противника по численности и военной подготовке. Во-вторых, корабль должен быть скоростной и маневренный, чтоб суметь настигнуть соперника. В-третьих, при абордаже лучше стараться заходить с наиболее поврежденного бока, а не полагаться на авось.
Описывать тонкости Empire: Total War можно бесконечно. Это глобальный стратегический проект, где можно вершить судьбы наций и перекраивать историю по своему усмотрению. Экономика, наука, внутренняя и внешняя политика, военное дело - сфер для применения своих талантов хватает с лихвой. Единственный недостаток кроется в не всегда адекватном поведении AI, из-за чего порой битвы превращаются в кучу малу. Впрочем, этот недочет авторам можно простить, поскольку в остальных аспектах игра сильна и представляет собой действительно интересный и качественный интеллектуальный продукт.
Наша оценка: 9/10
ГрафикаКартинка щеголяет великолепной детализацией: модели героев, спецэффекты и дизайн карт выглядят невероятно красиво. Пороховой дым от артиллерийских орудий застилает все вокруг. Конница молниеносно наносит удар по слабым точкам и разрозненным отрядам. Бесстрашные пехотинцы выстраиваются в каре и выставляют штыки вперед, ожидая атаки. Сражения с первого взгляда покоряют своей эпичностью. ЗвукЭхо нервных труб, гром барабанов и дрожь виолончелей сливаются в симфонию с неубывающим внутренним накалом, поддерживая напряженную атмосферу во время битв. Благодаря стараниям композитора, колониальные войны получили неповторимый оттенок и остроту. ОригинальностьВ отличие от многих представителей жанра, Empire: Total War щеголяет многогранностью. Одержать победу, банально выстроив грозную армию, невозможно. Здесь придется контролировать все аспекты жизни государства, развивая экономику, науку и инфраструктуру, заботясь о благосостоянии народа, а также уделяя немалое внимание внешней политике и гибкой дипломатии.УправлениеEmpire: Total War проста в освоении. Интерфейс не перегружен значками и статистическими данными. Быстро вникнуть в суть дела и разобраться, что где находится, не составит труда даже человеку, незнакомому с жанром. Одиночная играНаряду с обилием тонкостей и детальной проработкой всех аспектов жизни и развития государства, проект отличается простотой, динамичностью и зрелищностью. Провести не один день, исследуя удивительный, полный открытий мир, отстраивая собственную империю и разрабатывая тонкие тактические и стратегические ходы, безусловно, интересно.Повторное прохождениеНезависимо от того, сторону какого государства вы решите принять, игра за каждую из стран уникальна. Державы имеют свои сильные и слабые стороны, а также разнятся в соответствии с целями, приоритетами и проблемами. В дополнение к общей карте мира, Empire: Total War включает в себя кампанию, в которой игроку предстоит заняться британской колонизаций Америки. Условно она поделена на три части: основание и развитие колонии Джеймстаун, франко-индейскую войну и битву американской Континентальной армии с англичанами в борьбе за независимость.Многопользовательский режимЕсли сражаться с глуповатым искусственным интеллектом вам скучно, то можно попробовать свои силы в мультиплеере. Система Steam подберет вам достойного соперника (исходя из рейтинговой оценки), а также место сражения и фракцию. Одержать победу честным путем или с помощью вероломных предательств - решать вам. РезюмеВ Empire: Total War без меры четко отражены особенности общественной и политической жизни XVIII века. Колониальная экспансия, ожесточенные войны, развитие технологий и появление передовых взглядов, ломающих общественные и политические устои - перед вами нетривиальная стратегия, которой не жалко посвятить все свое свободное время.
Орудия к бою!
Видео
Рубрика: Обзоры |