Новости мира игр

Grand Theft Auto IV– криминальная революция

3 Январь , 2009

Жанр: экшнИздатель:Rockstar GamesИздатель в России:"1C"Разработчик:Rockstar NorthОфициальный сайт:www.rockstargames.com/IV/Минимальные требования:Intel Core 2 Duo E6400/Athlon 64 X2 5000+, 1536 Мб RAM, видеокарта GeForce 7900/Radeon X1900 с 512 Мб видеопамятиРекомендуемые требования:Intel Core 2 Quad 2,4 ГГц/AMD Phenom X3 2.1 ГГц, 2048 Мб RAM, видеокарта GeForce 8600 GTS/Radeon 3870 с 512 Мб видеопамятиДата выхода:3 декабря 2008 годаВозрастной ценз:от 18 лет

Глядя на название игры, примостившееся где-то вверху, вы, наверное, и сами прекрасно все понимаете. Grand Theft Auto IV, мы готовы повторить это хоть под присягой - главное событие этого года в индустрии электронных развлечений. И даже больше, эта игра стремительно выходит за отведенные для нее рамки, вторгается на территории, на которых до этого выступали разве что кино- и музыкальная индустрия. Высказаться о GTA 4 посчитали своим долгом десятки людей, обычно игры не замечающие вовсе: журналисты, режиссеры, мэр Нью-Йорка и едва ли не президент США. Потратив на рекламную кампанию страшно даже представить сколько миллионов долларов, Rockstar сделала так, что хоть краем уха о четвертой части слышал каждый житель Америки.

А если вы прямо в данный момент зайдете на сайт www.gamerankings.com, где собираются все оценки, выставленные западными изданиями, то увидите, что GTA 4, фактически, лучшая игра на этой планете (исключая The Legend of Zelda: Ocarina of Time, но на то есть свои причины). Едины с мнением критиков оказались и сами покупатели: только за неделю продаж выручка издателя перевалила за феноменальные полмиллиарда долларов, а уже в августе общее количество реализованных копий превысило 10 миллионов. Безо всяких скидок, четвертая часть Grand Theft Auto - это аналог "Титаника" или "Темного рыцаря" от мира игр, сокрушительной силы феномен, настоящий колосс, равных которому пока нет и в ближайшем будущем не предвидится.

Но этот колосс, хоть и не на глиняных ногах, порой все же дает слабину. GTA 4 - неоспоримая веха в развитии индустрии, но воспринимать ее как лучшую игру в мире очень трудно. Хотя бы потому, что это история про путь эмигранта Нико "к успеху" сквозь сотни трупов и взорванных машин, а не философские размышления и эстетика "Крестного отца". Еще чуть-чуть, и герой задавал бы извечный вопрос "А ты с какова района?" и просил бы мобильный телефон на один звонок. Впрочем, ни один из недостатков не отменяет того факта, что если вы любите игры, вам немедленно стоит отправиться в ближайший магазин и увеличить колоссальные продажи еще на одну копию. И уж тем более это стоит сделать, если вы всегда смотрели на интерактивные развлечения с презрением: GTA 4 наглядно иллюстрирует их нынешний уровень развития и в силах раз и навсегда изменить ваше мнение.

У разбитого корыта

AAAAAAAAAA

Еще со времен самых первых частей у Grand Theft Auto всегда был в запасе решающий козырь: игры серии, как никакие другие, умели удивлять и даже шокировать. В первую очередь - своим размахом и масштабом. Rockstar регулярно навлекала на свои головы гнев мэров, чиновников и прочих должностных (и не должностных) лиц за беспрецедентный цинизм и черный юмор. Прообразом нынешнего Liberty City послужил Нью-Йорк, и в этот раз "зазеркалье" пугающе похоже на реальность. Не пожалейте пару сотен виртуальных долларов на вертолетный тур по местным достопримечательностям, и вы без труда узнаете Статую свободы, характерные небоскребы и торговые центры. В свое время энтузиасты даже сравнивали отдельные места Liberty City с их прототипами, и вот что поразительно, оказалось, сходство просто фотографическое, а порой нарисованная действительность даже лучше настоящей.

Что всегда отличало Rockstar от прочих компаний и особенно заметно теперь: она принадлежит к немногочисленной когорте разработчиков, которые умеют не только нарисовать город, но и вдохнуть в него жизнь. GTA 4 пока все еще единственная действительно работающая игра-"песочница". Ощущение, будто все понарошку, едва ли вас посетит хотя бы раз. По каждой улице снуют сотни прохожих, они толкаются, готовы перекинуться парой словечек с Нико (не всегда цензурных!), спешат по своим делам или, наоборот, отдыхают на лавочке и едят мороженое. Машины теперь не исчезают в воздухе, заехав за ближайший угол, а следуют до нужного места. И это окружение очень убедительно реагирует, стоит вам достать пистолет. Люди разбегаются, прячутся в ближайшей лавке, ложатся на землю и умоляют их не убивать. Попробуйте угнать машину, и водитель наверняка побежит за вами или даже попробует вышвырнуть Нико вон из салона. Специальная технология Euphoria разыгрывает убедительную сцену смерти каждого убитого: у них подкашиваются ноги, выпадает из рук оружие, тела не проваливаются через автомобиль, а так и остаются лежать на бампере.

Мельчайшие подробности работы Euphoria обычно интересуют исключительно садистов, но на своем пути вам не раз придется стрелять и убивать, каким бы пацифистом вы ни были. Что поделать, жизнь такая. В том, что она может быть очень жестока, главный герой Нико Белич убедился на собственной шкуре. У ветерана войны осталась куча врагов и, вероятно, долгов на родине. Единственный выход для серба - стать еще одним нелегальным эмигрантом в США. Тем более, как не отправиться за океан, когда двоюродный брат хвастает огромным домом, парой спорткаров и двумя подружками с горячим нравом. Идиллия мигом разбивается о суровую реальность, когда оказывается, что особняк на самом деле - жалкая коморка, а вместо подружек по ней бегают тараканы в поисках недоеденной пиццы. Врагов же и долгов у Романа еще больше, чем у самого Нико. Разгребать проблемы братца придется, конечно же, вам. Именно так стартует криминальный путь восточноевропейского эмигранта по виртуальному Нью-Йорку.

Субкультуры

Кривая преступная дорожка петляет через весь Liberty City и по очереди представляет его районы. Но куда интереснее изучать их самому, вновь и вновь удивляясь мелочам, на которые могут обращать внимание лишь студии уровня Rockstar. Заручившись огромным для игр бюджетом, на наших с вами мониторах они не просто обрисовывают отдельные кварталы, они показывают целые субкультуры. В первую очередь, нам интересна русская тематика. Брайтон-бич, то есть Hove Beach, как его называют здесь, пестрит вывесками на русском, громко ругающимися матом прохожими (опять же, на русском!), характерными небритыми славянскими лицами и угрюмыми продавцами. Только здесь можно купить шапку-ушанку со здоровенной кокардой, вырядиться в спортивные штаны, потом обзавестись АК-47 и в таком виде отправиться покорять улицы Liberty City.

В новой части делать это стало гораздо удобнее. GTA 4 очень весьма удачно перешла на привычную теперь систему перестрелок с укрытиями. Нико и враги прячутся за углами, мусорными баками, машинами, чуть высунувшись вперед прицельно стреляют или палят вслепую без разбора. Второй вариант теперь имеет право на жизнь: пули крошат отдельные укрытия, деревянные перегородки, например, и поднимают на воздух машины. Но даже в те моменты, когда от случайного попадания взрывается две машины и пара бочек в придачу, новая часть GTA выглядит куда серьезнее предшественниц. Сами перестрелки стали куда реальнее, легкий налет идиотизма из них окончательно выветрился.

То же самое случилось и с огромным автопарком. Управлять только что угнанным джипом стало куда удобнее, но и немного сложнее. До вершин симуляции GTA 4 по-прежнему очень далеко, но четвертая часть заставит вас уяснить разницу между здоровенным внедорожником и легким спорткаром. И в случае чего, убедительно покажет, почему не стоит садиться за руль в нетрезвом виде: камеру шатает из стороны в сторону, все вокруг расплывается в тумане и доехать получается только до ближайшей стены. Ноги, кстати, пьяного Нико тоже не держат, и герой постоянно норовит свалиться. Порой Grand Theft Auto воссоздает окружающую реальность в таких подробностях, что становится немного неуютно. К четвертой части тут появился свой интернет с онлайн-магазинами, где можно заказать оружие, свое телевидение, а главный герой обзавелся мобильным телефоном. По нему Нико звонит своим подружкам, договаривается об очередном "деле" и назначает встречи друзьям.

А друзья, только не смейтесь, одна из главных иллюстраций того, как продвинулась в своем развитии серия. У них полно своих проблем, они просят у вас помощи, но в награду и сами готовы протянуть руку в трудную минуту. Но куда веселее просто выбраться в бар и пропустить с приятелем по стаканчику-другому виски. Выпивкой культурная программа вовсе не ограничивается. Боулинг, бильярд, дартс, кабаре и стрип-клубы - все к услугам вчерашнего европейца, явно довольного такой жизнью. С товарищами интересно даже болтать. В разговорах обычно и выясняются самые неожиданные подробности, а все представление о персонаже переворачивается с ног на голову. В Rockstar никогда не любили картонные типажи: в Liberty City нет "хороших" и "плохих", каждый здесь живет, как умеет, и часто у отъявленного негодяя неожиданно оказывается простая мечта когда-нибудь завязать со всем этим, обзавестись женой, детьми и навсегда убраться из прогнившего города.

Трудности адаптации

GTA 4 бесподобна в качестве эдакого симулятора Нью-Йорка. Если просто путешествовать по городу, с раскрытым ртом глазеть на достопримечательности, напиваться в стельку в ближайшем баре, а потом начинать гонки с полицией, это действительно идеальная игра. Но как только вы со всем энтузиазмом возьметесь за кампанию, окажется, что оригинальных миссий на самом деле не так уж и много. В подобных декорациях обычные перестрелки и уничтожение конкурирующих группировок не то дабы надоедают, но явно хочется чего-то большего. Что злит, так это обидные дизайнерские промашки. Часто задания спланированы так, что повторять их приходится по нескольку раз, пока точный список действий не отложится в голове. А до этого обидная смерть обычно настигает буквально в самом финале. Вот вы почти уже скрылись от погони, как шальная пуля попадает Нико в спину, и с зубовным скрежетом приходится начинать операцию заново.

Все вышесказанное в одинаковой степени относится и к консольным, и к PC-версии. За эти семь месяцев, пока GTA 4 добиралась до компьютера, ровным счетом ничего не поменялось. Новых глав, героев или районов, какие часто обещают в качестве бонусов, на этот раз не появилось. Но сюрпризы все-таки есть и, к сожалению, по большей части неприятные. Если вы вдруг ждали именно PC-версию чтоб на сверхвысокие разрешения или изменившуюся графику, то можете смело терзать себя за бездарно потраченные семь месяцев. Ничего этого в GTA 4 нет, более того, системные требования оставляют далеко позади даже Crysis, а для сверхвысоких разрешений (2560х1600), как отмечает сама Rockstar, вообще еще нет подходящих компьютеров. То есть максимум, на что можно надеяться, это на ту же (ну, или чуть-чуть лучше) картинку, что и на консолях. При этом никто не гарантирует, что вам не придется изрядно повозиться с самими настройками в борьбе с "тормозами". Вдобавок, для мультиплеерной игры требуется установка сразу двух сторонних служб: Games for Windows - LIVE (который, если вы помните, в нашей стране даже официально не запущен) и Rockstar Social Club. Сама многопользовательская составляющая, правда, ничего необычного из себя не представляет и в настоящее время, в эпоху Left 4 Dead, не стоит ни времени, ни потраченных на настройку сил. После всего этого возможность создавать свои ролики и выкладывать их на всеобщее обозрение выглядит очень похоже на издевательство: вместо нее мы бы предпочли стабильную работу и приемлемую частоту кадров.

Не стоит, впрочем, думать, что порт GTA 4 полностью неудачный, совсем наоборот: затратив немного времени, играть можно без особых проблем. Другое дело, что некоторые студии при переносе на PC не допускают этих проблем изначально. Но те час-полтора, что уйдут на устранение ошибок, обязательно вернутся вам сторицей. Пусть GTA 4 и не совсем идеальна, но до Rockstar еще никому не удавалось сделать настолько огромный, живой и красивый мир. Увлекаетесь ли вы играми давно или старательно их игнорируете - диск с тремя большими буками на лицевой стороне изменит ваше мнение о всей индустрии электронных развлечений.

Наша оценка: 9/10

ГрафикаКартинка в GTA 4 по сравнению с предыдущими частями стала более жизненной, избавилась от лишней яркости и пестрых красок, что пошло игре на пользу. Liberty City действительно красив, лишь системные требования и некоторые технические проблемы портят впечатление. ЗвукКуда больше внимания, чем просто грохот выстрелов и взрывов, заслуживает озвучка героев. Хорошо заметно, что актеры провели не один десяток часов в студии. Поэтому решение российского издателя "1C" не трогать оригинальную озвучку можно только поддержать. ОригинальностьGTA 4 - это квинтэссенция всего того, что у нас обычно ассоциируется с предыдущими частями Grand Theft Auto. Огромный проработанный город, живой мир вокруг, целые районы со своими уникальными культурами. УправлениеВ плане интерфейса или управления в GTA 4 нет ничего необычного, а камера не доставляет никаких хлопот. Одиночная играИстория Нико Белича полна ярких событий и небанальных героев. К сожалению, есть в ней и скучные моменты, но потерпеть все-таки стоит. Повторное прохождениеВряд ли вас заинтересует кампания GTA 4 во второй раз, но изучать Liberty City можно действительно долго, каждый раз открывая для себя что-то новое. Многопользовательский режимСхватки "копов" с преступниками, совместные ограбления банков и простая езда по городу в компании с друзьями - как ни крути, а в данный момент мультиплееру GTA 4 нечего противопоставить Left 4 Dead. РезюмеПараллельный мир с ворохом интересных героев, открытий и забавных моментов, наиболее масштабная криминальная история о пути обычного эмигранта к американской мечте - вам все еще нужны поводы, чтоб сыграть в GTA 4?

Видео

3dnews.ru

Рубрика: Обзоры |


публикации сходной тематики




Комментирование закрыто.